Оглавление
- 1 1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
- 2 Какими бывают самодельные якоря?
- 3 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 4 Как модернизировать якорь для лодки
- 5 3. ПРИЕМКА
- 6 Конструкция якоря
- 7 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
- 8 Якорь своими руками (видео)
- 9 5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
- 10 6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
- 11 Основные критерии при выборе якоря
- 12 7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
- 13 Как создать якорь самостоятельно
- 14 Правильное крепление
- 15 Блиц-советы
- 16 Система Курбатова и пирамидальный якорь
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
И РАЗМЕРЫ
Л — литой (с
литой лапой);
С — сварной (со
сварной лапой).
1.2. Основные параметры и размеры якорей должны соответствовать
указанным на черт.
1 — 2 и в табл. 1 — 2.
Якорь
литой
* Размер для справок.
1 -скоба якорная; 2 — веретено; 3 -лапа
литая; 4 -ось; 5 — штырь
Черт. 1
Таблица 1
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
А |
A1 |
В |
Н |
h |
L |
y |
a, град |
Код ОКП |
25 |
690 |
130 |
214 |
858 |
385 |
570 |
190 |
От 28 до 30 включ. |
64 1111 |
35 |
760 |
148 |
230 |
945 |
420 |
620 |
210 |
От 30 до 33 включ. |
64 1111 |
50 |
840 |
170 |
250 |
1045 |
480 |
680 |
240 |
64 1111 |
|
75 |
950 |
190 |
270 |
1170 |
540 |
770 |
260 |
64 1111 |
|
100 |
1060 |
210 |
290 |
1283 |
590 |
830 |
290 |
64 1111 2205 02 |
|
125 |
1130 |
226 |
310 |
1372 |
630 |
870 |
315 |
64 1111 2206 01 |
|
150 |
1190 |
242 |
330 |
1438 |
670 |
910 |
340 |
64 1111 2207 00 |
|
200 |
1300 |
270 |
370 |
1570 |
740 |
980 |
370 |
64 1111 2208 10 |
|
250 |
1390 |
294 |
400 |
1666 |
800 |
1040 |
400 |
От 33 до 37 включ. |
64 1111 2209 09 |
300 |
1480 |
312 |
430 |
1783 |
850 |
1090 |
450 |
64 1111 2210 05 |
|
400 |
1630 |
342 |
480 |
1984 |
930 |
1190 |
480 |
64 1111 2211 04 |
|
500 |
1750 |
366 |
520 |
2128 |
1000 |
1280 |
530 |
64 1111 2212 03 |
|
750 |
2000 |
418 |
590 |
2408 |
1140 |
1450 |
590 |
64 1111 |
|
1000 |
2170 |
452 |
630 |
2672 |
1240 |
1570 |
650 |
64 1111 |
|
1250 |
2280 |
488 |
650 |
2787 |
1300 |
1660 |
680 |
64 1111 |
|
1500 |
2370 |
515 |
675 |
2951 |
1350 |
1715 |
710 |
64 1111 2216 10 |
Якорь
сварной
*
Размер для справок.
1 -скоба якорная; 2 -веретено; 3 -лапа
сварная; 4 -ось
Черт. 2
Таблица 2
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
А |
А1 |
В |
Н |
h |
L |
у |
a, град |
Код ОКП |
5 |
400 |
66 |
120 |
504 |
230 |
340 |
110 |
От 28 до 30 включ. |
64 1111 |
10 |
520 |
82 |
152 |
629 |
300 |
440 |
145 |
64 1111 |
|
15 |
600 |
98 |
170 |
727 |
340 |
500 |
160 |
64 1111 |
|
25 |
690 |
110 |
190 |
848 |
385 |
570 |
180 |
64 1111 |
|
35 |
760 |
126 |
230 |
940 |
420 |
620 |
200 |
64 1111 |
Якорь Л-25 ГОСТ 8497-78
Якорь С-25 ГОСТ 8497-78
(Измененная
редакция, Изм. № 2, 4).
1.3. Основные
размеры деталей якорей должны соответствовать указанным на черт. 3 — 9 и в табл. 3 — 8.
Лапа
литая (черт.
3, табл. 3)
Черт. 3
Таблица 3
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
В |
B1 |
b |
b1 |
с |
h1 |
h2 |
L |
r |
25 |
214 |
78 |
70 |
90 |
— |
440 |
130 |
570 |
21 |
35 |
230 |
82 |
82 |
100 |
— |
480 |
140 |
620 |
24 |
50 |
250 |
92 |
88 |
114 |
— |
542 |
160 |
680 |
25 |
75 |
270 |
100 |
100 |
122 |
— |
606 |
180 |
770 |
26 |
100 |
290 |
110 |
110 |
132 |
35 |
658 |
195 |
830 |
28 |
125 |
310 |
118 |
118 |
136 |
37 |
704 |
210 |
870 |
32 |
150 |
330 |
125 |
124 |
146 |
40 |
750 |
225 |
910 |
32 |
200 |
370 |
140 |
135 |
156 |
42 |
828 |
245 |
980 |
34 |
250 |
400 |
152 |
148 |
170 |
45 |
895 |
265 |
1040 |
37 |
300 |
430 |
164 |
156 |
184 |
48 |
952 |
285 |
1090 |
40 |
400 |
480 |
184 |
172 |
194 |
53 |
1042 |
310 |
1190 |
43 |
500 |
520 |
198 |
184 |
220 |
60 |
1125 |
335 |
1280 |
47 |
750 |
590 |
233 |
210 |
250 |
67 |
1280 |
384 |
1450 |
53 |
1000 |
630 |
260 |
230 |
280 |
75 |
1395 |
415 |
1570 |
61 |
1250 |
660 |
280 |
246 |
300 |
88 |
1460 |
435 |
1660 |
66 |
1500 |
675 |
296 |
258 |
320 |
91 |
1515 |
452 |
1715 |
71 |
Лапа
сварная (черт.
4, табл. 4)
Черт. 4
Таблица 4
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
В |
B1 |
b |
d |
d1 |
h1 |
h2 |
L |
l |
5 |
120 |
47 |
38 |
18 |
22 |
255 |
80 |
340 |
38 |
10 |
152 |
55 |
50 |
20 |
26 |
330 |
110 |
440 |
47 |
15 |
170 |
60 |
62 |
25 |
34 |
375 |
120 |
500 |
53 |
25 |
190 |
70 |
70 |
28 |
40 |
430 |
130 |
570 |
65 |
35 |
230 |
82 |
82 |
30 |
45 |
475 |
140 |
620 |
74 |
Веретено
Черт. 5
Черт. 6
Таблица 5
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
А |
В |
b |
b1 |
b2 |
D |
d |
d1 |
d2 |
d3 |
5 |
400 |
38 |
16 |
36 |
28 |
48 |
24 |
36 |
18 |
20 |
10 |
520 |
46 |
16 |
45 |
35 |
56 |
28 |
36 |
18 |
25 |
15 |
600 |
50 |
20 |
52 |
40 |
72 |
36 |
46 |
21 |
28 |
25 |
690 |
52 |
28 |
58 |
38 |
85 |
42 |
48 |
24 |
26 |
35 |
760 |
60 |
32 |
66 |
48 |
95 |
47 |
54 |
28 |
32 |
50 |
840 |
65 |
36 |
75 |
50 |
102 |
50 |
64 |
32 |
— |
75 |
950 |
70 |
41 |
88 |
58 |
106 |
53 |
72 |
34 |
— |
Веретено
https://www.youtube.com/watch?v=HQE9KN3Iahc
Черт. 7
Таблица 6
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
А |
В |
b |
b1 |
D |
d |
d1 |
R |
r |
100 |
1060 |
70 |
41 |
50 |
116 |
54 |
34 |
36 |
70 |
125 |
1130 |
75 |
44 |
52 |
124 |
60 |
36 |
37 |
70 |
150 |
1190 |
80 |
44 |
54 |
130 |
65 |
36 |
38 |
82 |
200 |
1300 |
88 |
49 |
58 |
140 |
70 |
38 |
42 |
88 |
250 |
1390 |
96 |
49 |
68 |
150 |
75 |
38 |
48 |
93 |
300 |
1480 |
104 |
53 |
76 |
160 |
80 |
44 |
55 |
103 |
400 |
1630 |
116 |
60 |
82 |
170 |
85 |
49 |
58 |
106 |
500 |
1750 |
128 |
66 |
88 |
190 |
95 |
54 |
63 |
114 |
750 |
2000 |
145 |
72 |
95 |
210 |
105 |
58 |
69 |
128 |
1000 |
2170 |
160 |
90 |
108 |
240 |
120 |
71 |
78 |
142 |
1250 |
2280 |
180 |
90 |
116 |
260 |
130 |
71 |
83 |
150 |
1500 |
2370 |
200 |
103 |
122 |
280 |
140 |
86 |
88 |
160 |
Ось (черт. 8, табл. 7)
Черт. 8
Таблица 7
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
d |
L |
Масса якоря, кг |
d |
L |
||
сварной якорь |
литой якорь |
сварной якорь |
литой якорь |
||||
5 |
22 |
76 |
— |
200 |
65 |
— |
250 |
10 |
26 |
94 |
— |
250 |
70 |
— |
270 |
15 |
34 |
114 |
— |
300 |
75 |
— |
290 |
25 |
40 |
130 |
145 |
400 |
80 |
— |
320 |
35 |
45 |
148 |
155 |
500 |
90 |
— |
340 |
50 |
48 |
— |
165 |
750 |
100 |
— |
393 |
75 |
50 |
— |
180 |
1000 |
115 |
— |
420 |
100 |
50 |
— |
190 |
1250 |
125 |
— |
460 |
125 |
56 |
— |
220 |
1500 |
135 |
— |
480 |
150 |
60 |
— |
230 |
Штырь
(черт. 9,
табл. 8)
Черт. 9
Таблица 8
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
d |
L |
Масса якоря, кг |
d |
L |
100 |
22 |
90 |
400 |
35 |
150 |
125 |
22 |
95 |
500 |
35 |
165 |
150 |
26 |
105 |
750 |
45 |
185 |
200 |
26 |
115 |
1000 |
45 |
205 |
250 |
30 |
125 |
1250 |
48 |
220 |
300 |
35 |
135 |
1500 |
55 |
235 |
(Измененная
редакция, Изм. № 4).
Якорь
литой
Черт. 1
Таблица 1
Размеры в мм
Якорь
сварной
Черт. 2
Таблица 2
Размеры в мм
Черт. 3
Таблица 3
Размеры в мм
Черт. 4
Таблица 4
Размеры в мм
Веретено
Черт. 5
Черт. 6
Таблица 5
Размеры в мм
Веретено
Черт. 7
Таблица 6
Размеры в мм
Черт. 8
Таблица 7
Размеры в мм
Черт. 9
Таблица 8
Размеры в мм
1.1. Якоря Матросова должны изготовляться в двух исполнениях:Л — литой (с литой лапой);С — сварной (со сварной лапой).
1.2. Основные параметры и размеры якорей должны соответствовать указанным на черт.1-2 и в табл.1-2.
Якорь литой
________________* Размер для справок.
1 — скоба якорная; 2 — веретено; 3 — лапа литая; 4 — ось; 5 — штырь
Черт.1
Таблица 1
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
А |
А |
В |
Н |
h |
L |
у |
, град |
Код ОКП |
25 |
690 |
130 |
214 |
858 |
385 |
570 |
190 |
От 28 до 30 включ. |
64 1111 2201 06 |
35 |
760 |
148 |
230 |
945 |
420 |
620 |
210 |
От 30 до 33 включ. |
64 1111 2202 05 |
50 |
840 |
170 |
250 |
1045 |
480 |
680 |
240 |
64 1111 2203 04 |
|
75 |
950 |
190 |
270 |
1170 |
540 |
770 |
260 |
64 1111 2204 03 |
|
100 |
1060 |
210 |
290 |
1283 |
590 |
830 |
290 |
64 1111 2205 02 |
|
125 |
1130 |
226 |
310 |
1372 |
630 |
870 |
315 |
64 1111 2206 01 |
|
150 |
1190 |
242 |
330 |
1438 |
670 |
910 |
340 |
64 1111 2207 00 |
|
200 |
1300 |
270 |
370 |
1570 |
740 |
980 |
370 |
64 1111 2208 10 |
|
250 |
1390 |
294 |
400 |
1666 |
800 |
1040 |
400 |
От 33 до 37 включ. |
64 1111 2209 09 |
300 |
1480 |
312 |
430 |
1783 |
850 |
1090 |
450 |
64 1111 2210 05 |
|
400 |
1630 |
342 |
480 |
1984 |
930 |
1190 |
480 |
64 1111 2211 04 |
|
500 |
1750 |
366 |
520 |
2128 |
1000 |
1280 |
530 |
64 1111 2212 03 |
|
750 |
2000 |
418 |
590 |
2408 |
1140 |
1450 |
590 |
64 1111 2213 02 |
|
1000 |
2170 |
452 |
630 |
2672 |
1240 |
1570 |
650 |
64 1111 2214 01 |
|
1250 |
2280 |
488 |
650 |
2787 |
1300 |
1660 |
680 |
64 1111 2215 00 |
|
1500 |
2370 |
515 |
675 |
2951 |
1350 |
1715 |
710 |
64 1111 2216 10 |
Якорь сварной
_________________* Размер для справок.
1 — скоба якорная; 2 — веретено; 3 — лапа сварная; 4 — ось
Черт.2
Таблица 2
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
А |
А |
В |
Н |
h |
L |
у |
, град |
Код ОКП |
5 |
400 |
66 |
120 |
504 |
230 |
340 |
110 |
От 28 до 30 включ. |
64 1111 2101 09 |
10 |
520 |
82 |
152 |
629 |
300 |
440 |
145 |
64 1111 2102 08 |
|
15 |
600 |
98 |
170 |
727 |
340 |
500 |
160 |
64 1111 2103 07 |
|
25 |
690 |
110 |
190 |
848 |
385 |
570 |
180 |
64 1111 2104 06 |
|
35 |
760 |
126 |
230 |
940 |
420 |
620 |
200 |
64 1111 2105 05 |
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
1.3. Основные размеры деталей якорей должны соответствовать указанным на черт.3-9 и в табл.3-8.
Лапа литая (черт.3, табл.3)
Черт.3 — Лапа литая
Черт.3
Таблица 3
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
B |
B |
b |
b |
c |
h |
h |
L |
r |
25 |
214 |
78 |
70 |
90 |
— |
440 |
130 |
570 |
21 |
35 |
230 |
82 |
82 |
100 |
— |
480 |
140 |
620 |
24 |
50 |
250 |
92 |
88 |
114 |
— |
542 |
160 |
680 |
25 |
75 |
270 |
100 |
100 |
122 |
— |
606 |
180 |
770 |
26 |
100 |
290 |
110 |
110 |
132 |
35 |
658 |
195 |
830 |
28 |
125 |
310 |
118 |
118 |
136 |
37 |
704 |
210 |
870 |
32 |
150 |
330 |
125 |
124 |
146 |
40 |
750 |
225 |
910 |
32 |
200 |
370 |
140 |
135 |
156 |
42 |
828 |
245 |
980 |
34 |
250 |
400 |
152 |
148 |
170 |
45 |
895 |
265 |
1040 |
37 |
300 |
430 |
164 |
156 |
184 |
48 |
952 |
285 |
1090 |
40 |
400 |
480 |
184 |
172 |
194 |
53 |
1042 |
310 |
1190 |
43 |
500 |
520 |
198 |
184 |
220 |
60 |
1125 |
335 |
1280 |
47 |
750 |
590 |
233 |
210 |
250 |
67 |
1280 |
384 |
1450 |
53 |
1000 |
630 |
260 |
230 |
280 |
75 |
1395 |
415 |
1570 |
61 |
1250 |
660 |
280 |
246 |
300 |
88 |
1460 |
435 |
1660 |
66 |
1500 |
675 |
296 |
258 |
320 |
91 |
1515 |
452 |
1715 |
71 |
Лапа сварная (черт.4, табл.4)
Черт.4
Таблица 4
Размеры в мм
Масса якоря, кг |
B |
B |
b |
d |
d |
h |
h |
L |
|
5 |
120 |
47 |
38 |
18 |
22 |
255 |
80 |
340 |
38 |
10 |
152 |
55 |
50 |
20 |
26 |
330 |
110 |
440 |
47 |
15 |
170 |
60 |
62 |
25 |
34 |
375 |
120 |
500 |
53 |
25 |
190 |
70 |
70 |
28 |
40 |
430 |
130 |
570 |
65 |
35 |
230 |
82 |
82 |
30 |
45 |
475 |
140 |
620 |
74 |
Какими бывают самодельные якоря?
Довольно часто, вместо реальных якорей, рыбаки применяют подручные средства, в виде камней, кирпичей, балласта с песком и т.д.
Как правило, они обладают малой эффективностью:
- такие подсобные устройства не компактные и занимают много полезного пространства лодки;
- если имеются острые углы, то они могут повредить лодку;
- на установку такого якоря тратится много полезного времени.
Применение подобных устройств оправдано в том случае, если дно водоема твердое и чистое. Несмотря на это, заводские конструкции не всегда отвечают необходимым требованиям.
К недостаткам можно отнести:
- высокую, порой не оправданную цену;
- изделия могут оказаться просто бракованными.
Если взять во внимание вышесказанное, то якорь проще, дешевле и доступнее изготовить самому. Тем более, что рыболов понимает, какой именно нужен якорь, чтобы рыбалка была комфортной.
Продаются такие якоря и в магазинах промышленного производства. Но более распространенными являются именно якоря, сделанные своими руками «под себя».
Существует запатентованных более 2000 разновидностей якорей, каждый со своими преимуществами и недостатками.
Якорь Данфорта, Холла и Матросова
Эти якоря имеют повышенную удерживающую силу, но обладают относительно большими размерами и хорошо держат лодку на гальке. Якорь Холла довольно часто выворачивается когда канат натянут. У якоря Матросова часто заклинивают лапы.
Якорь кошка
Небольшие размеры за счет складывания лап, облегчают транспортировку. За счет этих же складываемых лап возможность повредить лодку сведена к минимуму, а при хранении якорь не займет много места. Им можно воспользоваться в качестве трала при подъеме утонувшего каната или цепи.
Адмиралтейский якорь
Подходит для всех типов грунта. По отношению к другим разновидностям обладает меньшей удерживающей силой. Больше подходит для катеров, чем для лодок ПВХ.
Якорь кобра
Удерживающая сила достаточна большая, нет подвижных соединений, можно поднимать автоматически.
Якорь Брюса (плуг)
Сложно поднимать вручную такой якорь со дна, но правильность конструкции и формы обеспечивают его глубокое заглубление при любом возможном падении на дно.
Лучший якорь тот, который мал, компактен и надежен. Для надувных лодок наибольшую распространенность получили якорь кошка, Курбатовский, разборной якоря и пирамидальной формы.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Якоря должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
2.2. Якоря должны соответствовать исполнению ОМ категории 1 по ГОСТ 15150.
2.3. Основные детали якорей должны быть изготовлены из материалов, указанных в табл.9.
Таблица 9
В технически обоснованных случаях допускается изготовление якорей из маломагнитных сталей по технической документации, утвержденной в установленном порядке.(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.4. Требования к поковкам — по ГОСТ 8479, группа IV; категория прочности КП20.
2.5. Требования к отливкам — по ГОСТ 977, группа II.Предел текучести должен быть не менее 240 МПа (24 кгс/мм),относительное удлинение — не менее 19%,временное сопротивление — не менее 450 МПа (45 кгс/мм),относительное сужение — не менее 30%,ударная вязкость — не менее 0,004 Дж/м (4 кгс/см).(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.6. Класс точности размеров и масс отливок в зависимости от типоразмера якоря — по ГОСТ 26645.Предельные отклонения:размеров поковок — по II группе ГОСТ 7062;размеров деталей, обрабатываемых резанием: Н14, h14, остальных — по ГОСТ 25347;габаритных размеров якоря в сборе — ±3%;массы — %.(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.7. На поверхностях литых деталей не допускаются газовые раковины, земляные шлаковые включения диаметром более 5 мм, глубиной более 5% толщины тела отливки, но не более 5 мм, при этом количество дефектов не должно превышать 3 шт. на площади 100 см. Дефекты, превышающие допустимые, должны быть исправлены электросваркой.
2.8. Якоря Матросова комплектуются якорными скобами по ГОСТ 765.Штыри якорных скоб после сборки с якорем должны быть заплавлены электросваркой по периметру обоих торцов.(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.9. Типы и конструктивные элементы сварных соединений — по ГОСТ 5264; электроды типа Э42 — по ГОСТ 9467.
2.10. Якоря после испытаний и маркировки должны быть окрашены каменноугольным лаком марки А по ГОСТ 1709 в один слой и для кораблей в два слоя VII.4-OM1 по ГОСТ 9.032.По согласованию с потребителем якоря могут поставляться неокрашенными.(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.11. Назначенный срок службы якорей до списания — 25 лет.(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
Как модернизировать якорь для лодки
Без якоря, тем более на течении, вряд ли можно рассчитывать на рыбалку вообще. Но это совсем не означает, что на водоеме без течения якорь не понадобится. Как правило, на любых водоемах могут присутствовать подводные течения. Кроме этого, ни дня не бывает без ветра, который способен гонять лодку по водоему без проблем.
- якорь Холла;
- якорь-кошка;
- якорь-Курбатова;
- устройство в виде гриба для рыбалки на течении;
- якорь Денфорта, предназначен для любого характера дна.
Каждая конструкция обладает своими достоинствами и своими недостатками. Чтобы понять, какой из вариантов наиболее подходящий, нужно детально рассмотреть каждую конструкцию.
Чтобы его сделать нужно иметь следующие детали:
- металлическую трубу, диаметром 25 мм и длиной 270 мм;
- одну гайку и одну втулку;
- четыре отрезка метала: два меньших и два больших;
- два кольца из метала;
- два килограмма свинца.
К концу трубки крепится втулка. Четыре полоски из стали послужат в качестве лап. Вся конструкция скрепляется гайкой. Для увеличения веса якоря, внутрь трубки заливается свинец.
Это сварная конструкция, поэтому деталей понадобится меньше. Вот они:
- прут из стали;
- стальная проволока;
- металлические отрезки.
Из проволоки нужно согнуть, что-то похожее на веретено, и уже к этой заготовке привариваются остальные детали. За счет приваренных кусочков металла конструкция надежно удерживается на дне.
Якорь-кошка
Этот якорь отлично послужит для небольших надувных лодок из ПВХ. Как правило – это складная конструкции, которая занимает минимум полезного пространства. Конструкция довольно легкая и при наличии ветра ее нужно утяжелять. Лапы якоря крепятся к своеобразному веретену, согнутому из проволоки. Расположение лап можно регулировать, передвигая их по этой проволоке.
Пирамидальный якорь
Для изготовления подобной конструкции нужна форма в виде пирамиды. Как вариант, ее можно изготовить из листов железа. После этого, форма заливается расплавленным свинцом. Чтобы якорь можно было крепить, после заливки, в горячий еще свинец, вставляется отрезок проволоки. После того, как свинец застынет, проволока надежно укрепится в конструкции.
Второй вариант позволяет обойтись без свинца. Он предусматривает крепление пластин различного размера, чтобы получилась пирамида. Достоинство такого способа заключается в том, что можно легко регулировать массу якоря, удаляя или прибавляя пластины. Это легко осуществить, если взять металлическую шпильку с резьбой, а в центре каждой пластины просверлить по отверстию. Вся конструкция может быть скреплена при помощи гайки. При этом, следует набрать платины так, чтобы самая маленькая оказалась внизу.
Пока еще в магазинах не продаются якоря, удовлетворяющие всем требованиям рыбаков, поэтому и возникает такой вопрос.
- Узнать условия рыбалки. Необходимо выбрать место рыбалки, узнать погоду, по возможности исследовать или расспросить о грунте на дне.
- Выбрать модель, определившись по массе и виду.
- Подготовить необходимый материал и инвентарь.
- Сделать самостоятельно, используя литературу, интернет или советы других рыбаков.
Такой якорь, сделанный своими руками и «под себя», будет служить и радовать вас очень долгое время.
Массу якоря можно определить двумя способами:
- По расчету, исходя из формул.
- Посмотрев в специальные таблицы.
Масса якоря будет равна приблизительно 1% от длины или массы лодки.
Для лодки весом 420 кг подойдет якорь массой 4,2 кг.
Например, для лодки длиной 280см можно использовать якорь массой 2,8 кг.
Якорные канаты могут быть:
- натуральные, которые давно уже почти не используются (сизаль, пенька).
- синтетические, которые благодаря своей прочности, не подверженности гниению и влиянию солнца (капрон, нейлон), занимают лидирующие позиции.
Длина такого каната должна превышать глубину в 4-6 раз.
Если вы знаете, что в месте рыбалки сильное течение, то трос лучше иметь с необходимым запасом длины. Что само собой увеличит удерживающую силу самого якоря.
Основная задача якоря – это крепкое и надежное удержание лодки на воде. Необходима такая фиксация, которая исключит возможность смещения лодки под действием порыва ветра или сильного течения.
Поэтому удобнее и безопаснее использовать минимум два якоря:
- основной, который отдают с носа лодки;
- второстепенный (верп)– бросают с кормы.
Поставить лодку «в растяжку» – это значит поставить на два якоря.
Какой якорь лучше?
Недостатки использования тяжелых подручных средств (мешки с песком, рельсы, камни и кирпичи) в качестве якорных приспособлений:
- неудобство из-за большого веса (иногда приходиться в одной руке держать «якорь», а другой производить другие движения – с мешком в руках этого не получится);
- необходимость обработки острых краев, например, рельсы, чтобы не повредить ткань лодки;
- большая трата времени на подвязывание кирпичей и камней.
Использование подручных средств оправдано только тогда, когда дно водоема в месте рыбалки очень каменистое.
Недостатки покупных готовых якорей:
- высокая стоимость;
- возможность приобретения товара с браком.
Как уже было сказано, одним из лучших якорей является якорь-кошка. Сделать его вручную не составит труда. Для изготовления такого якоря понадобится:
- Прочная металлическая труба диаметром примерно 30 мм, длиной – 20-30 см (желательно, чтобы труба была не полая)
- Кусок трубы (пустой) чуть большего диаметра, длиной около 2-3 см
- Два монтажных кольца
- Листы металла толщиной 4-6 мм
Из листов металла вырезаем:
- 4 прямоугольные полоски, шириной 2 см, длиной 10-15 см;
- 4 закругленные на краях полоски шириной 2 см, длиной 4-5 см;
- 8 закругленных с одного конца полосок шириной 2 см, длиной 3 см.
- Затем вырезаем из тех же листов 4 острых треугольника, которые будут служить лапами якоря.
К основной трубе привариваем снизу и сверху монтажные кольца.
К нижней части трубы привариваем 4 из 8 маленьких полосок, предварительно просверлив в них отверстия диаметром 5-7 мм. К ним будут крепиться рога. Остальные 4 полоски таким же образом привариваем к куску второй трубы. Эта трубы должна свободно «ходить» по первой.
В 4 полосках средней длины на краях просверливаем отверстия такого же диаметра. Такие же отверстия просверливаем с одной стороны четырех длинных полосок.
С другой стороны, длинные полоски сужаются и в этом месте к ним привариваются треугольники. В середине длинных полосок делаем надрезы, потом сгибаем их и свариваем в этом месте. Так мы придадим рогам изогнутую форму.
Прикрепляем полученные рога к нижним «ушам» металлическими прутками. 4-сантиметровые полоски таким же образом прикрепляем к «ушам» на куске трубы. Надеваем этот кусок на основную трубу. В рогах просверливаем отверстия в таком месте, чтобы прутками их соединить с отверстиями на вторых концах 4-сантимеровых полосок.
С помощью куска цепи можно значительно увеличить держащую силу якоря. Цепь наматывается на якорь у оснований рогов. Это увеличит вес якоря, и он глубже зароется в грунт, но при этом сохранится нужный угол зарывания. К тому же цепь играет роль некоего амортизатора при колыхании судна на волнах.
Обратите внимание на то, что сделать его довольно просто и дешево. Причем по качеству он ничем не будет уступать купленному якорю. Автор подробно рассказывает в видео о своей конструкции, описывает параметры деталей. Он объясняет принцип действия своего якоря, раскрывает его преимущества. Также автор рассказывает, как его якорь крепится к лодке.
Адмиралтейский якорь – самый классический вид якоря. Он состоит из веретена, заканчивающегося внизу трендом, от которого отходят рога с треугольными острыми лапами. В верхней части веретена расположен шток, который может быть как деревянным, так и металлическим.
Основное преимущество адмиралтейского якоря в том, что он подходит для любого дна водоема. Также у него хороший коэффициент держащей силы (отношение максимальной удерживающей силы якоря к его весу) по сравнению с другими якорями такого же веса, простая конструкция, большое разнообразие размеров.
Но в сравнении с другими якорями для ПВХ лодок он имеет слабую удерживающую силу. Недостатками являются его громоздкость, вес, сложность в обращении, отсутствие быстрой отдачи, высокая стоимость. К тому же, при закреплении одной лапы в грунте, вторая будет торчать, и за нее может зацепиться якорный канат.
Якорь Дэнфорта – изобретен американским инженером Ридардом Дэнфортом. Уже на своих первый испытаниях якорь продемонстрировал невероятную удерживающую силу.
Якорь Дэнфорта отличается от других якорей тем, что шток у него расположен в нижней части веретена, а не в верхней. Шток при попадании якоря на дно мешает ему опрокинуться. Веретено имеет удлиненный вид, лапы – плоской треугольной формы. Лапы сделаны максимально близко друг к другу.
Якорь хорош тем, что при попадании на дно он зарывается глубоко в грунт, а не остается в верхних слоях. Но, с другой стороны, это чревато тем, что иногда он может так зарыться, что вытащить его будет невозможно.
Якоря Дэнфорта малой весовой категории, которые используют на лодках ПВХ, имеют еще несколько недостатков:
- Во-первых, такие якоря не пригодны, если дно – крупная галька;
- Во-вторых,из-за своего малого веса и формы, якорь может долгое время находиться в воде, прежде чем упасть на дно.
Якорь Портера – еще один вид якоря с качающимися лапами. Этот якорь сделан почти так же, как и адмиралтейский. Веретено и шток выполнены идентично. Отличие заключается в том, что лапы якоря прикреплены на болт перпендикулярно штоку.
Такое крепление и позволяет им раскачиваться в разные стороны. Также, при погружении одной лапы в грунт, вторая прижимается к веретену, и вследствие этого зацепиться якорным канатом за нее уже не получится. Это тоже существенный плюс. К тому же, прижимаясь к веретену, верхняя лапа обеспечивает якорю дополнительную держащую силу.
3. ПРИЕМКА
3.1. Якоря принимают
партиями или поштучно. За партию принимают якоря одного типоразмера, но не
менее 5 шт.
3.2. Для
проверки соответствия якорей требованиям настоящего стандарта
предприятие-изготовитель должно проводить операционный контроль и
приемосдаточные испытания.
3.3. При
операционном контроле все детали якорей проверяются на соответствие требованиям
пп. 2.3 — 2.7, 2.9.
Литые лапы и
веретена якорей дополнительно подвергают испытанию бросанием.
3.4.
Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый якорь (при штучном
изготовлении) или 5 %якорей от партии, но не менее 2 шт., прошедших
операционный контроль.
на соответствие
требованиям пп. 1.2 (масса, размеры А1,
В, Н,L и угол поворота лап); 2.1; 2.8; 2.9
(в части электродов); 2.10;
литые — 5 % от
партии, но не менее 2 шт.;
сварные — 100
%.
После испытания
на прочность пробной нагрузкой проверяют поворачивание лап на полный угол в обе
стороны.
3.5. Если при
приемосдаточных испытаниях будут обнаружены якоря, не соответствующие
требованиям настоящего стандарта, всю партию возвращают для разбраковки и
проведения мероприятий по устранению дефектов.
При
невозможности (нецелесообразности) устранения дефектов якоря окончательно
бракуют и изолируют от годных.
После
устранения дефектов проводят повторные испытания на удвоенном количестве
якорей.
Результаты
повторных испытаний считают окончательными.
3.6. Якорь
считается принятым после нанесения клейма приемки.
сварные — 100
%.
3.1. Якоря принимают партиями или поштучно. За партию принимают якоря одного типоразмера, но не менее 5 шт.
3.2. Для проверки соответствия якорей требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить операционный контроль и приемосдаточные испытания.
3.3. При операционном контроле все детали якорей проверяются на соответствие требованиям пп.2.3-2.7, 2.9.Литые лапы и веретена якорей дополнительно подвергают испытанию бросанием.
3.4. Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый якорь (при штучном изготовлении) или 5% якорей от партии, но не менее 2 шт., прошедших операционный контроль.При приемосдаточных испытаниях якоря проверяют:на соответствие требованиям пп.1.2 (масса, размеры А, В, Н, L и угол поворота лап); 2.1; 2.8; 2.
3.5. Если при приемосдаточных испытаниях будут обнаружены якоря, не соответствующие требованиям настоящего стандарта, всю партию возвращают для разбраковки и проведения мероприятий по устранению дефектов.При невозможности (нецелесообразности) устранения дефектов якоря окончательно бракуют и изолируют от годных.
3.6. Якорь считается принятым после нанесения клейма приемки.
Конструкция якоря
- Высокая удерживающая сила, которая напрямую зависит от якорной массы. Лодка должна крепко держаться на воде, не смотря ни на ветер и перемещения внутри лодки, ни на течение и волны.
- Легкость при снятии с зацепов. Здесь также немаловажным является, не потерять якорь.
- Компактность, чтобы занимать мало места при перевозке.
- Небольшой вес.
- Устойчивость к коррозии.
- Удобство для конкретных условий плавания (зависит от грунта водоема).
Самым распространенным является якорь-кошка, который чаще всего устанавливается на лодках ПВХ. Данная модель якоря весит от 2 до 10 килограмм. Чаще всего для малогабаритных лодок обычно создают складные якоря. Преимуществами данного якоря являются небольшой вес, компактность, малые габариты. Существуем два вида якорей-кошек, отличающихся способом фиксации лап.
В первом случае лапы выпрямляются прямо с помощью специальной поворотной муфты, во втором случае механизм фиксации лап схож с зонтом, то есть лапы выдвигаются от центра. Большим недостатком данного якоря является низкое сцепление с илистым или каменистым дном.
Вторым по популярности является якорь Денфорта, напоминающий плуг. Данную модель нельзя очень легкой и малогабаритной, но зато она имеет большую силу сцепления с грунтом и камнем. С помощью своих плоских лопаточек якорь буквально закапывает себя в дно на довольно внушаемую глубину, затем встречает плотный грунт и останавливается вместе с лодкой.
Также весьма известным является речной грибовидный якорь, который своей формой напоминает гриб. Весит такая модель примерно 3-10 кг. Отлично ведет себя на каменистом дне, имеет небольшие размеры и весьма компактен.
Еще одним видом якорей является якорь Брюса, который имеет форму огромного крюка, на конце которого в разные стороны торчат две лопатки. При забрасывании зарывается с помощью лопаток в грунт и фиксирует судно.
Существует также вильчатый якорь, который своей формой напоминает двойную вилку, между двумя концами которой располагается лапка. Таким образом, при забрасывании лапа зарывается в грунт и фиксируется в нем, а вилка дает еще большее сцепление. Недостатком является то, что устройство достаточно сложно вытащить обратно.
На лодках ПВХ часто редко, но применяется якорь Нортилла, имеющий форму звезды с четырьмя концами, на двух концах звезды, находящихся параллельно установлены лапки, с помощью которых якорь зарывается в грунт, а две дополнительные балки, торчащие в разные стороны, только усиливают сцепление. Минусы данной модели – это большой вес и габариты, высокая цена, сложно вытащить наружу.
Адмиралтейский якорь обычно применяется на больших кораблях, но бывают и случаи использования на лодках ПВХ. Он включает в себя веретено, транц, два рога, шток, скобу и рым. Самый главный плюс такого якоря – это универсальность. Его можно использовать на водоемах, имеющих абсолютно любой вид дна. Также он отличается большим коэффициентом удерживающей силы, а также весьма простой конструкцией. Основными недостатками такого вида якоря являются: большие размеры и вес, высокая цена, сложность в эксплуатации.
Также существует еще одна разновидность якорей – якорь Портера, который очень похож на адмиралтейский, отличающийся лишь в способе крепления лап, которые крепятся перпендикулярно к штоку с помощью болтовых соединений. Благодаря этому, якорь может совершать колебания из стороны в сторону. Важным преимуществом данной модели является то, что при погружении в воду, одна лапа цепляется за грунт, а вторая за веретено, поэтому обеспечивается большая удерживающая сила, а вероятность, что якорный трос зацепится за торчащую лапу практически минимальна.
Вариант 1. Верхняя пара лап в этой конструкции подвижная. При использовании якоря пары лап зафиксированы и располагаются под углом в 90 градусов друг к другу. После вытравливания якоря на борт верхняя пара поднимается и поворачивается, располагаясь параллельно с нижней, уменьшая габариты якоря. Фиксация подвижной пары лап производится с помощью втулок и отверстий.
Вариант 2. Отличается от первого тем, что во время нахождения якоря на дне подвижную пару фиксирует на ее рабочем месте пружина. Эта же пружина прижимает свободную пару, но расположенную аналогично неподвижной, когда якорь сложен.
Вариант 3. В кошке этой конструкции все лапы соединены с основанием якоря шарнирами и в походном положении прижаты к веретену. Разворачивает лапы в рабочее положение, прижимая их к нижней части якоря, муфта, двигающаяся по веретену. Эта же муфта, находясь в верхнем положении, фиксирует лапы, прижатые к веретену.
Иногда в якорях-кошках перечисленных вариантов модернизируют лапы. Усовершенствование состоит в том, что лапы якоря, изготовленные из трех- или четырёхмиллиметровой проволоки или арматуры, при вытравливании с большим усилием изгибаются, освобождая якорь из грунта.
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Размеры
якорей следует проверять сличением их с чертежами. Проверку следует производить
измерительными инструментами, обеспечивающими требуемую технической
документацией точность.
4.2. Марки
материалов должны подтверждаться соответствующими документами.
4.3. Внешний
вид, качество покрытия и маркировку следует проверять визуально.
4.4. Массу
якорей следует проверять взвешиванием с погрешностью не более 1 %.
4.5. Испытание
отливок лап и веретен якорей массой 75 кг и более должно проводиться
сбрасыванием на стальную плиту размерами не менее 100´1300´1300 мм, уложенную на
утрамбованный грунт при температуре отливок не ниже 0 °С, отливки лапы и
веретена сбрасывают с высоты 4,5 м от нижней кромки детали, а для якорей массой
750 кг и более — с высоты 4 м. Лапа якоря должна сбрасываться на плиту пяткой,
а веретено — в горизонтальном положении.
Затем лапы и
веретена подвешивают и обстукивают молотком массой не менее 3 кг с целью
выявления трещин и пустот, при этом должен получаться чистый металлический
звук. В противном случае испытание должно быть повторено, результат повторного
испытания считается окончательным.
4.6. При
испытании якорей на прочность пробная нагрузка Р должна прикладываться с
одной стороны к штатной якорной скобе, а с другой — к совместно закрепленным
лапам якоря, как указано на черт. 10.
Якорь должен
быть испытан при двух положениях лап: повернутых в одну сторону от веретена и в
другую.
4.7. Пробная нагрузка
должна соответствовать указанной в табл. 10.
4.8. Перед
приложением испытательной нагрузки на веретене якоря у скобы и на носке лапы
кернером должны быть нанесены контрольные точки.
При испытании
якорь должен быть предварительно в течение 5 мин. нагружен нагрузкой, равной 50
%пробной; затем нагрузка снижается до 10 % пробной и измеряется
расстояние между контрольными точками.
Черт. 10
Таблица 10
Масса якоря, кг |
Пробная нагрузка, кН (тс) |
Масса якоря, кг |
Пробная нагрузка, кН (тс) |
5 |
2,9 |
200 |
63,8 |
10 |
5,9 |
250 |
75,5 |
15 |
8,8 |
300 |
87,4 |
25 |
14,7 |
400 |
110,8 |
35 |
20,6 |
500 |
134,4 |
50 |
29,4 |
750 |
193,2 |
75 |
35,3 |
1000 |
240,3 |
100 |
41,2 |
1250 |
299,2 |
125 |
46,1 |
1500 |
358,0 |
150 |
52,0 |
После
этого нагрузка на якорь доводится до пробной и выдерживается в течение 5 мин.; затем
нагрузка снижается до 10 % пробной и снова измеряется расстояние между
контрольными точками. Увеличение расстояния между контрольными точками после
испытания не должно превышать 0,5 % от первоначального измерения.
Черт. 10
Таблица 10
4.1. Размеры якорей следует проверять сличением их с чертежами. Проверку следует производить измерительными инструментами, обеспечивающими требуемую технической документацией точность.
4.2. Марки материалов должны подтверждаться соответствующими документами.
4.3. Внешний вид, качество покрытия и маркировку следует проверять визуально.
4.4. Массу якорей следует проверять взвешиванием с погрешностью не более 1%.
4.5. Испытание отливок лап и веретен якорей массой 75 кг и более должно проводиться сбрасыванием на стальную плиту размерами не менее 100х1300х1300 мм, уложенную на утрамбованный грунт при температуре отливок не ниже 0°С, отливки лапы и веретена сбрасывают с высоты 4,5 м от нижней кромки детали, а для якорей массой 750 кг и более — с высоты 4 м.
Лапа якоря должна сбрасываться на плиту пяткой, а веретено — в горизонтальном положении.Затем лапы и веретена подвешивают и обстукивают молотком массой не менее 3 кг с целью выявления трещин и пустот, при этом должен получаться чистый металлический звук. В противном случае испытание должно быть повторено, результат повторного испытания считается окончательным.
4.6. При испытании якорей на прочность пробная нагрузка Р должна прикладываться с одной стороны к штатной якорной скобе, а с другой — к совместно закрепленным лапам якоря, как указано на черт.10.
Черт.10
Якорь должен быть испытан при двух положениях лап: повернутых в одну сторону от веретена и в другую.
4.7. Пробная нагрузка должна соответствовать указанной в табл.10.
4.8. Перед приложением испытательной нагрузки на веретене якоря у скобы и на носке лапы кернером должны быть нанесены контрольные точки.При испытании якорь должен быть предварительно в течение 5 мин нагружен нагрузкой, равной 50% пробной; затем нагрузка снижается до 10% пробной и измеряется расстояние между контрольными точками.
Таблица 10
Масса якоря, кг |
Пробная нагрузка, кН (гс)* |
5 |
2,9 (0,3) |
10 |
5,9 (0,6) |
15 |
8,8 (0,9) |
25 |
14,7 (1,5) |
35 |
20,6 (2,1) |
50 |
29,4 (3,0) |
75 |
35,3 (3,6) |
100 |
41,2 (4,2) |
125 |
46,1 (4,7) |
150 |
52,0 (5,3) |
200 |
63,8 (6,5) |
250 |
75,5 (7,7) |
300 |
87,4 (8,9) |
400 |
110,8 (11,3) |
500 |
134,4 (13,7) |
750 |
193,2 (19,7) |
1000 |
240,3 (24,5) |
1250 |
299,2 (30,5) |
1500 |
358,0 (36,5) |
________________* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.После этого нагрузка на якорь доводится до пробной и выдерживается в течение 5 мин; затем нагрузка снижается до 10% пробной и снова измеряется расстояние между контрольными точками. Увеличение расстояния между контрольными точками после испытания не должно превышать 0,5% от первоначального измерения.
Якорь своими руками (видео)
Чтобы всегда пользоваться надежным и удобным якорем, лучше, а главное, дешевле, будет изготовить его самостоятельно. При внимательном изучении инструкций по изготовлению видно, что сам процесс достаточно легкий и не занимает много времени. И вовсе не обязательно быть профессионалом в этом вопросе.
Вам понадобятся такие приспособления:
- трубка из стали диаметром 25 мм и длиной 270 мм;
- втулка и гайка на 25 мм, М12; ;
- полоски из стали – 2 шт. (a=260 мм, b=40 мм, c=4 мм) и 2 шт. меньших размеров;
- кольца металлические – 2 шт.;
- твердый свинец (расплавленный) – около2 кг.
На конец трубки нужно приварить втулку. Полоски стали, края которой предварительно обрабатывают наждачкой, пригодятся для изготовления лап. На концы одной лапы приваривают еще две полоски стали, чтобы избежать прокручивания якоря. Лапы одевают на шток и заделывают гайку.
На гайку и к заранее проделанному отверстию на другом конце якоря, приваривают кольца для удобства сборки и поднятия якоря со дна.
Для повышения устойчивости на воде якорь можно утяжелить, залив в шток свинец.
Складная модель такого якоря считается наиболее оптимальным выбором якоря для лодок ПВХ.
Простой и удобный, для самостоятельного изготовления которого будем использовать:
- прут из металла длиной 12 мм;
- полоски из стали толщиной 3 мм;
- проволока диаметром не больше 8 мм.
Сначала из проволоки изготавливают веретено, на которое (сверху) приваривают планки, можно привязать. Они обеспечат разворот лапы и хорошую «зацепляемость» с дном. Концы веретена привариваются полосой металла
Если же дно достаточно каменистое, то можно вместо Курбатовского якоря использовать какую-то болванку.
Наиболее распространенным видом для 3-4 метровых лодок являются кошки, которые относятся к складным якорям.
Расположение лап можно менять с нижнего на верхнее с помощью передвижения муфты по веретену. Для удобства транспортировки лапы якоря фиксируются в нижней части с помощью шарниров.
Такие кошки являются лучшим вариантом в безветренную погоду. При сильных порывах ветра такие якоря лучше утяжелить.
Для первого способа изготовления якоря необходима пирамидальная форма и твердый свинец.
Форму обычно изготавливают из листов металла, которые сгибают в две половинки. Затем скрепляют вместе проволокой.
Форму вставляют в приготовленную ямку в земле и заливают расплавленным твердым свинцом. В еще не застывший свинец вставляют проволочную проушину (для крепления якоря).
Свинец можно использовать из старых аккумуляторов для автомобилей.
Для второго способа необходимы стальные пластины, различные по размеру.
Их набирают на болт так, чтобы наименьшая оказалась снизу. Чтобы привязать канат к якорю, достаточно приварить кольцо на место головки. Функционален, поскольку можно быстро изменить массу якоря.
Рыбак не может знать наверняка, какое дно у водоема. Поэтому возможность потерять якорь достаточно большая.
Чтобы избежать этого, нужно выполнять следующие рекомендации:
- — нельзя выбрасывать якорь, предварительно не закрепив его к тренду;
- — необходимо иметь буек;
- — зацепившийся якорь можно вытянуть, аккуратно потянув его за буйреп.
У якоря кошки очень высокая вероятность утери из-за каменистого дна водоема.
Этого можно избежать двумя способами:
- Необходимо привязать буйреп вместе с буем к месту соединения лап и веретена, а затем осторожно подтягивать якорь за буйреп.
- Необходимо установить еще одно кольцо (из мягкого материала) на основное. Сам канат сначала присоединить к месту соединения лап и веретена, оставив пол метра в длину. Затем привязать к дополнительному кольцу, которое разожмется и якорь вытащится, как в первом способе.
В настоящее время все большее количество рыбаков делают самостоятельно и грузики, и поплавки, и даже сами удочки.
Якоря, сделанные своими руками, тоже уже не новость.
Это обусловлено следующими причинами:
- -дешевле чем фабричные;
- более надежные (вы не всегда можете гарантировать, что купили качественный и оригинальный товар, и вас не обманули).
5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
И ХРАНЕНИЕ
в
круглом приливе
товарный знак
предприятия-изготовителя,
масса якоря,
обозначение
настоящего стандарта;
в
квадратном приливе
номер якоря по
системе предприятия-изготовителя,
год
изготовления.
5.2. Маркировку
следует выполнять литьем, ударным способом или штамповкой.
1. Круглый прилив с маркировкой допускается изготовлять точным литьем или
штамповкой с последующей приваркой.
2. Сварные якоря маркируют непосредственно на лапах ударным способом.
3. При сквозной нумерации якорей год изготовления
допускается не маркировать.
5.3. На каждый
якорь должен быть выдан документ о качестве.
5.4. Якоря массой до 15 кг включительно должны транспортироваться в
деревянных ящиках
типов II-I, II-2, V-1, V-2 по ГОСТ
2991. Крепление якорей в ящиках должно исключать возможность их смещения.
Якоря массой свыше 15 кг транспортируют без упаковки. При погрузке на
железнодорожный подвижной состав поставщиком должны соблюдаться требования ГОСТ
22235.
5.5. Якоря транспортируют транспортом всех видов в соответствии с
правилами перевозки
грузов, действующими на транспорте данного вида, и техническими условиями
погрузки и крепления грузов, утвержденными МПС СССР. По железной дороге
транспортирование якорей осуществляют на платформах.
5.4, 5.5. (Измененная
редакция, Изм. № 3).
5.5а.
Транспортная маркировка — по ГОСТ 14192 с указанием основных, дополнительных и
информационных надписей, наносимых несмываемой краской на ярлык, надежно
прикрепленный к грузу, не упакованному в тару, или на боковые стороны ящиков —
при транспортировании якорей в упаковке.
5.5б.
Формирование транспортных пакетов должно осуществляться по правилам перевозки
грузов, действующим на соответствующем виде транспорта. Пакет должен
формироваться на поддоне по ГОСТ 9078 и обвязываться
лентой по ГОСТ 3560 или
проволокой по ГОСТ
3282. Прочность обвязки должна обеспечивать сохранность формы пакета при
транспортировании, а также при проведении погрузочно-разгрузочных и маневровых
работ. Размеры и масса пакетов — по ГОСТ 24597.
5.5в. При
отправке продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
якоря массой до 50 кг должны упаковываться в ящики типов, указанных в п. 5.4, с
учетом требований ГОСТ
15846.
5.5а — 5.5в.
(Введены дополнительно, Изм. № 3).
5.6. Якоря
должны храниться на площадках с твердым покрытием или в помещении.
в
круглом приливе
масса якоря,
год
изготовления.
в круглом приливе
товарный знак предприятия-изготовителя,масса якоря,обозначение настоящего стандарта;
в квадратном приливе
номер якоря по системе предприятия-изготовителя,год изготовления.
1. Круглый прилив с маркировкой допускается изготовлять точным литьем или штамповкой с последующей приваркой.
3. При сквозной нумерации якорей год изготовления допускается не маркировать.
5.3. На каждый якорь должен быть выдан документ о качестве.
5.4. Якоря массой до 15 кг включительно должны транспортироваться в деревянных ящиках типов II-I, II-2, V-1, V-2 по ГОСТ 2991. Крепление якорей в ящиках должно исключать возможность их смещения. Якоря массой свыше 15 кг транспортируют без упаковки. При погрузке на железнодорожный подвижной состав поставщиком должны соблюдаться требования ГОСТ 22235.(Измененная редакция, Изм. N 4).
5.5. Якоря транспортируют транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида, и техническими условиями погрузки и крепления грузов, утвержденными МПС СССР. По железной дороге транспортирование якорей осуществляют на платформах.
5.4, 5.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).
5.5а. Транспортная маркировка — по ГОСТ 14192 с указанием основных, дополнительных и информационных надписей, наносимых несмываемой краской на ярлык, надежно прикрепленный к грузу, не упакованному в тару, или на боковые стороны ящиков — при транспортировании якорей в упаковке.
5.5б. Формирование транспортных пакетов должно осуществляться по правилам перевозки грузов, действующим на соответствующем виде транспорта. Пакет должен формироваться на поддоне по ГОСТ 9078 и обвязываться лентой по ГОСТ 3560 или проволокой по ГОСТ 3282. Прочность обвязки должна обеспечивать сохранность формы пакета при транспортировании, а также при проведении погрузочно-разгрузочных и маневровых работ. Размеры и масса пакетов — по ГОСТ 24597.
5.5в. При отправке продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности якоря массой до 50 кг должны упаковываться в ящики типов, указанных в п.5.4, с учетом требований ГОСТ 15846.
5.5а-5.5в. (Введены дополнительно, Изм. N 3).
5.6. Якоря должны храниться на площадках с твердым покрытием или в помещении.
6. ГАРАНТИИ
ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1.
Изготовитель должен гарантировать соответствие якорей требованиям настоящего
стандарта.
6.2.
Гарантийный срок эксплуатации якорей Матросова — 2 года со дня ввода в
эксплуатацию.
6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие якорей требованиям настоящего стандарта.
6.2. Гарантийный срок эксплуатации якорей Матросова — 2 года со дня ввода в эксплуатацию.
Основные критерии при выборе якоря
- Самое главное требование является главным назначением якоря, то есть якорь должен обеспечивать надежную и качественную фиксацию на водной местности, сопротивляясь течению и ветру.
- Коэффициент удерживающей силы, который обычно рассчитывается по специальным математическим формулам, обычно указывается на каждом якоре в магазине.
- Масса должна быть не слишком большой, но и не слишком маленькой, оптимальным вариантом будет якорь массой 7-9 кг.
- Весьма важным критерием при выборе является тип грунта, так как каждый якорь по-разному ведет себя на разном грунте.
- Также очень важным требованием являются погодные условия, смотря в каком месте будет проводиться рыбалка, где постоянный ветер или штиль.
- Очень важно выбирать якорь, который будет защищен от химической коррозии. Самым популярным и качественным методом защиты является оцинковывание.
Якорь – устройство, используемое на воде и обеспечивающее безопасность людей, необходимо выбирать с особой тщательностью с учетом требований, предъявляемых к якорному устройству.
Назначение якоря – фиксировать положение судна при любой силе ветра, величине волн и стремительности течения. Самый тяжелый якорь, не означает – лучший. Квадратная гиря в 20 кг, не имея сцепления с донным грунтом, не удержит лодку на месте, а 8 — килограммовый якорь с этой задачей справится.
Адмиралтейский якорь – устойчив на всех донных грунтах. Однако уступает якорям, которые погружаются в дно двумя лапами (якорь Холла). Недостатки: сложность подъема и неудобство при хранении из-за значительных размеров лап и штока. Кроме того, стандартная конструкция этого якоря предусматривает его неудобное закрепление с помощью разводной чеки. Вместо этой конструкции часто используют стопорную шайбу с пазом.
К штоку приваривают шип и в той его части, которая проходит через веретено, надевают шайбу. Шип и паз имеют размеры, позволяющие шипу свободно проходить через паз. Шток фиксируется при повороте шайбы и ее перемещении к веретену. Проворачиванию штока препятствует еще один шип, установленный на нем и заходящий паз отверстия веретена.
Якорь Матросова с повышенной силой удерживания используется для крупных яхт и катеров.
Якорь-кошка получил широкое применение на небольших судах. Удобно складывается для хранения и может применяться для поиска затонувших предметов, тросов или цепей.
Простейшие якоря из подручных средств – спортивная гантель весом 5-10 кг., пластиковая бутылка с песком внутри, наполненный гравием мешок, связанные веревкой кирпичи, свинцовые слитки в форме блинов и т.д.
Самодельный сварной якорь Курбатова — пример одной из удачных самодельных разработок якоря. Отличается конструкция якоря Курбатова от якорей Матросова и Данфорта количеством лап (у Курбатова она одна) и веретеном, имеющим раздвоение. Принцип работы: планка, соединенная с лапой, при движении якоря задевает дно и разворачивает лапу, направляя ее в грунт.
Якорь успешно работает в условиях большинства донных грунтов и имеет возможность увеличения веса. При использовании якоря в условиях каменистого дна на его конце может быть закреплен дополнительный груз – болванка из металла весом в несколько килограмм.
Изготавливается якорь этой конструкции из восьмимиллиметровой проволоки, двенадцатимиллиметрового прута и трёхмиллиметрового стального листа.
Якорь «Трайдент» — зарубежный аналог якоря Курбатова. Конструкция «Трайдента» незначительно отличается от устройства якоря Курбатова. Лапа этого якоря шире и имеет форму гребня с тремя зубцами, которая легко удерживает якорь на песчаном дне, илистых отложениях или камнях.
Планка, установленная по ширине лапы, при перемещении по дну разворачивает ее и заставляет заглубляться в дно. Вместе с этим гребень упирается в нижнюю часть обоймы якоря, ограничивая разворот лапы до угла не более 40 градусов.
7. ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
7.1.
Поверхность якорей должна быть чистой, без заусенцев и острых кромок и окрашена
в соответствии с п. 2.10 настоящего стандарта.
7.2. Для
транспортировки и установки на объект якорь поставляется со скобой.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1.УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров
СССР от 11.04.78 № 978
2.ВЗАМЕН ГОСТ 8497-68
3.ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
4.Ограничение срока действия
снято Постановлением Госстандарта СССР от 07.04.89 № 964
5.ИЗДАНИЕ (декабрь 2003
г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утвержденными в августе 1980 г., мае 1983 г.,
марте 1984 г., апреле 1989 г. (ИУС 10-80, 9-83, 7-84, 7-89)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные параметры и размеры.. 1 2. Технические требования. 9 3. Приемка. 10 4. Методы испытаний. 11 5. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. 12 6. Гарантии изготовителя. 13 7. Требования безопасности. 13 |
СОДЕРЖАНИЕ
7.1. Поверхность якорей должна быть чистой, без заусенцев и острых кромок и окрашена в соответствии с п.2.10 настоящего стандарта.
7.2. Для транспортировки и установки на объект якорь поставляется со скобой.
Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: ИПК Издательство стандартов, 2004
Как создать якорь самостоятельно
Если же денежных средств на покупку готового якоря нет, или нет доверия к производителям, то качественный и надежный якорь для лодок ПВХ можно сконструировать дома самостоятельно, имея надлежащий опыт и знания. Рассмотрим создание якоря на примере сварного Курбатовского якоря.
Для того, чтобы сделать такой якорь, необходимо иметь:
- Металлический прут, длиной 2 см;
- Сталь в форме листа толщиной 2-3 мм;
- Металлическая проволока диаметром не меньше 6 мм;
Вес такого изделия будет равен примерно 3 кг. Пошаговая инструкция:
-
Во-первых, проволоку необходимо изогнуть так, чтобы получилось веретено, а в верхней его части приварить планку.
- Во-вторых, нужно планки и шайбы, которые будут фиксировать якорь, прикрепить к штоку. При попадании на дно, они разворачивают лапу и обеспечивают ее сильную и надежную фиксацию за грунт.
- Затем концы веретена у штока необходимо сварить полосой металла. Благодаря этому, лапа существует в рабочем положении.
Такой якорь сможет оставить лодку на любом дне, является отличным вариантом для лодки длиной в 4 метра.
Также помимо сложной конструкции можно изготовить якорь, не прибегая к сварке, просто вылив раскаленный металл в необходимую форму.
Для такого способа понадобится примерно 5-6 кг свинца:
- Сначала нужно расплавить металл, плавить желательно в огнеупорном глиняном тигле.
- Приготовить необходимую форму для заливки, форму можно подобрать самостоятельно.
- Вылить расплавившийся металл в форму.
- Просверлить дырку для веревки.
- Деформировать заготовку так, чтобы имелся крюк или лапка, желательно сделать три таких лапки, свинец является довольно мягким металлом и хорошо поддается пластической деформации. Или же сделать заготовку в форме грибовидного якоря.
Таким образом, для создания якоря подобного типа не нужно иметь большие познания в конструировании. Достаточно лишь иметь немного фантазии.
При создании самостоятельно, конструкция якорей получается гораздо надежнее, так как вся работа выполняется собственноручно, конечно же, денежные затраты гораздо меньше.
Правильное крепление
Необходимо, чтобы лодка надежно фиксировалась на поверхности воды с помощью якоря, но одного якоря будет недостаточно. Очень важно подобрать надежный и качественный якорный трос, соединяющий якорь с лодкой. На сегодняшний день в магазинах продают огромное количество различных тросов, выполненных либо из синтетических, либо из натуральных материалов.
При одинаковом диаметре синтетические канаты превосходят натуральные за счет высокой стойкости к истиранию, высоких пределов прочности на растяжение и изгиб, также такие виды тросов практически не подвергаются гниению. Самыми главными критериями при выборе троса являются прочность на растяжение и разрыв, толщина и вес.
Весьма качественный трос обязан иметь значение прочности на разрыв, превышающее массу самого якоря в восемьдесят раз. Чтобы определить точную длину троса, необходимо знать точную глубина водоема, где вы собираетесь провести рыбалку, причем длина каната должна быть больше примерно в шесть раз, потому что чем длиннее трос, тем лучше и надежнее фиксация якоря.
Возможно использования цепи вместо якоря, но так она значительно увеличит вес лодки, но она имеет более высокие показатели прочности и надежности.
Блиц-советы
- Перед рыбалкой необходимо узнать, какое дно имеет водоем, чтобы полностью определиться с выбором якоря;
- Необходимо знать глубину водоема для правильной покупки троса;
- Надежнее конструировать якорь самому, но если нет такой возможности, то опираться на отзывы предыдущих покупателей;
- Нужно отнестись к покупке якоря очень серьезно;
- Очень важно не утопить драгоценный якорь, использовать только самые надежные виды узлов.
- При сильном течении целесообразно будет применение двух якорей, для лучшей фиксации.
- Также якорь можно усилить цепью для лучшей фиксации и сцепления с грунтом.
- Также необходимо правильно закидывать якорь в воду под правильным углом.
Система Курбатова и пирамидальный якорь
Система Курбатова – устройство, отлично работающее на двухместных лодках при небольшом течении и силе ветра до 6 м/с. Конструкция представляет собой раздвоенный хомут из крепкой проволоки и одной лапы с наклоном в 45º. Удлиненный шток гарантирует проникновение лапы в грунтовое дно независимо от угла падения. Такое изделие обладает компактностью и небольшим весом. Для изготовления понадобятся следующие материалы:
- стальная проволока диаметром 7-8 мм;
- лист стали толщиной 3 мм;
- прут из стали диаметром 13-15 мм.
Имея чертежи и сварной аппарат, сделать подобную конструкцию своими руками несложно:
- проволоку изгибают в форме веретена, к верхней части которого приваривают планку;
- шайбы и планку для фиксации лапы в раскрытом положении приваривают к штоку;
- полосу металла приваривают к концам веретена, соединяя их между собой.
Система Курбатова отлично подходит для лодок ПВХ длиной до 5 м. Вес ее составляет 2-3 кг, поэтому при рыбалке на водоемах с заметным течением следует предусмотреть возможность крепления дополнительного груза массой 4-5 кг. Желательно изготовить брезентовые чехлы для утяжелителя и самого якоря, чтобы не повредить материал резиновой лодки.
Пирамидальный якорь для относится к классу гравитационных. Его изготовление возможно в двух вариантах:
- Заливной. Понадобится около 5 кг свинца, добываемого обычно из выработавших свой ресурс автомобильных аккумуляторов, кусок стальной проволоки и листы железа. Из листов составляется форма, образующая вид пирамиды, которую заполняют расплавленным свинцом. Проволоку скручивают в кольцо и вставляют в неостывший до конца свинец.
- Составной. Понадобятся листы металла разного размера и шпилька с нарезанной резьбой. Куски металла просверливаются по центру и набираются на шпильку, начиная с меньшего по размеру. Набрав необходимое количество грузов, всю конструкцию фиксируют с помощью гайки. Весомым плюсом является простота устройства и возможность регулировать его массу, при необходимости добавляя или убирая листы металла.
Какой вариант будет удобнее в использовании, выбирает сам рыболов.
Якорь Холла – устройство, используемое с начала прошлого века. Его особенность – длинные и плоские качающиеся лапы, закрепленные на коробке. Сама коробка свободно ходит на нижней поперечине штока, а к ней крепятся приливы, отвечающие за поворот лап. При падении на дно изделие ложится плашмя, после чего приливы поворачивают лапы для углубления в грунт.
Якорь Матросова отличается от устройства Холла дополнительными щечками на штоке. Обладает хорошей удерживающей силой, но на песке работает хуже, чем на гальке. Недостаток, как и у Холла, заключается в заклинивании подвижной коробки.
https://www.youtube.com/watch?v=
Якорь, выставленный в магазине, может иметь довольно высокую цену, при этом всегда существует опасность приобрести продукцию с заводским браком. В наше время рыболовы предпочитают изготовить такое приспособление для надувной лодки своими руками – это гарантирует получение именно того, что необходимо для успешной рыбалки.