Туристические узлы: методика завязывания, виды и названия узлов, схемы и обучение завязыванию

Связать веревки разной толщины

можно несколькими способами.

Прямой узел

Быстро и просто вяжется, но «скользкий». Требует контрольных узлов на концах для страховки, иначе может при нагрузке развязаться, особенно если веревка синтетическая и/или мокрая. Контрольные узлы здесь я буду называть контрольками. Без контролек прямой узел можно использовать в тех случаях, где надежность не критична, там охапку дров перевязать и т. п.

Рифовый

https://www.youtube.com/watch?v=Ls4MEJCyB6s

То же, что и прямой, но с возможностью мгновенно развязать. Шнурки ботинок вы, скорее всего, вяжете «на бантик». Рифовый — это своего рода «полубантик».

Проводник

Проводник называется так потому, что при его завязывании концы веревки проводят сквозь петлю. Проводник — это настоящий аскет. Он надежен, прост и не требует контролек. Если вместо двух концов вязать его петлей, то петля эта получится жесткой (не будет затягиваться под нагрузкой) и не будет сползать. Единственный его недостаток — очень тяжело развязывается. Временные связки им лучше не делать.

Булинь

То же, что и беседочный. Очень мощный узел, который способен удержать от соскальзывания даже натянутую струну. Затягивается почти так же плотно как и проводник, поэтому развязывается с трудом. Контрольки не нужны.

Встречный

Немного экзотическая конструкция

Это наиболее оптимальный вариант для связки любых ремней, лент или строп. Узел получается маленьким, а концы не торчат в стороны, ка получилось бы в любом другом случае.

Ткацкий

Бывает, что нужна одна длинная веревка, а в наличии есть несколько коротких веревок разной толщины.

Шкотовый

Шкотовый быстро вяжется, быстро развязывается. Подходит только для постоянных нагрузок, при переменных сползает и развязывается. Отличное решение для временного соединения разнокалиберных веревок.

Брамшкотовый

Туристические узлы: методика завязывания, виды и названия узлов, схемы и обучение завязыванию

Усиленный вариант шкотового.

Академический

Академическим узлом также можно связывать веревки разной толщины. В отличие от шкотового и брамшкотового он может применяться при переменных нагрузках. Этот усложненный вариант прямого узла обладает всеми его свойствами.

Виды туристической вязки

Конечно, многообразие туристских узлов таково, что все их запомнить может только специалист, однако, есть наиболее часто применяемые и популярные, у каждого из которых есть своё название.

Среди них:

  1. Разновидности туристических узловПрямой – развязывается самопроизвольно, в связи с чем его используют только вкупе с контрольными узлами. Чтобы завязать его нужны ходовые концы верёвки более пятнадцати сантиметров длиной, его правильность можно определить по тому, что ходовые концы выходят только с одной стороны.
  2. Ткацкий – шнуры одинаковой толщины накладывают друг на друга, потом вяжутся контрольные узлы с обеих сторон и стягиваются, на концах завязываются контрольные узлы. При нагрузках он ползёт и сильно затягивается. Прочность верёвки он ослабляет на 35 процентов.
  3. Встречный – затягивается под нагрузками, он подходит для связывания верёвок любого диаметра или сочетаний верёвки из разных материалов и ленты.
  4. Грейпвайн – очень надёжный, крайне сильно затягивается от нагрузок, им связывают верёвки разных и одинаковых диаметров. Чтобы его завязать, нужно наложить друг на друга две одинаковые по толщине верёвки, с каждой стороны сделать по двойному, похожему на контрольные, узлу, после чего стянуть их.
  5. Проводник – легко завязывается и на конце, и в середине шнура, он затягивается и ползёт под нагрузками, а применяют его в том случае, если нужно к чему-то закрепить верёвочную петлю.
  6. Как научиться вязать узлыВосьмёрка-проводник – так же, как и предыдущий вяжется в любом месте, делает надёжные петли, при этом особо не затягивается и не расползается под нагрузкой. Ослабляет прочность верёвки на 25 процентов. Метод завязывания: верёвка складывается пополам, на конце делается узел, который похож на цифру восемь, после чего нужно затянуть его и расправить.
  7. Заячьи уши – не ползёт, но стягивается под нагрузками, он образует двойную петлю, которая увеличивает прочность на разрыв. Применяют его в тех местах, где требуется прочная петля.
  8. Булинь – им крепят верёвки к кольцам и другим подобным предметам либо обвязывают вокруг опоры. При переменных нагрузках он расползается, но в целом очень надёжен и не сильно затягивается в случае нагрузки. Концы у него должны быть свободными, петля создаётся поворотом верёвки по часовой стрелке на 180 градусов. После этого опора обносится ходовым концом, конец верёвки продевается в петлю, рабочая верёвка тоже обносится ходовым концом и продевается в петлю с противоположной стороны. Потом затягивается и завязывается контрольная петля.
  9. Схватывающий Пруссика – у него есть два варианта, перемещается он свободно, затягивается при нагрузках. Его особенность в том, что после того как нагрузка будет снята, он легко восстанавливается. Его широко применяют в альпинизме для самостраховки. Но он плохо держится на жёстких верёвках, а на обледенелых не держится вообще.
  10. Схватывающий австрийский – применяется на переправах при натяжении верёвки.
  11. Саморазвязывающийся – также используется на переправах, вяжут его применяя отрезок из основной верёвки. Особенность такой петли в её надёжности и том, что развязывается она без труда даже под большими нагрузками. Чтобы она не развязывалась сама, нужно контролировать петлю с помощью карабина или использовать вместе с ней рифовый узел.
  12. Девятка – у этого узла самая большая прочность из типов «проводник». Она достигает 70-74 процентов.
  13. Академический узел – предназначен, чтобы соединять несколько верёвок разного диаметра. Чтобы завязать академический узел нужно взять верёвки разных диаметров, толстой сделать петлю, а тонкой обкрутить её, после чего затянуть и расправить, а потом завязать с обоих концов контрольные.
  14. Шкотовый – применяется когда верёвка требуется длинная, а в наличии есть только куски, причём разные по толщине. Как вязать шкотовый узел: из толстой верёвки делается петля, тонкая верёвка продевается через неё и обкручивает с обеих сторон. Шкотовый вариант хорошо подходит для постоянных нагрузок, но в случае их отпускания может развязаться.

В туризме нашли широкое применение различные способы связывания канатов и веревок.

Известны разнообразные туристические узлы, в зависимости от назначения и характеристик связываемых канатов:

  • Рифовый – напоминает прямой (из морских), но гораздо быстрее развязывается. Напоминает «половинный» бантик из завязанных шнурков.
  • Проводник – выполняется двойная петля, через которую проводится ходовые края. Отличается большой прочностью и надежностью, но сложен в развязывании.
  • Шкотовый – очень быстрый способ, используется только при статических нагрузках. В динамике способен самопроизвольно распуститься или съехать.
    Как вязать: на одном канате выполняется фиксированная петля, поверх нее накидывается кольцо другого с одним заведенным краем внутрь.
    Еще одна его разновидность – брамшкотовый – выполняется с дополнительной петлей, увеличивающей надежность соединения.
  • Академический – лишен недостатков предыдущего метода. Позволяет надежно соединить шнуры, различающиеся диаметрами.
    Из более толстого выполняется петля, вокруг наматывается тонкая и затягивается, края закрепляются контрольно.
  • Грейпвайн – два связываемых каната совмещаются, конец каждого привязывается к другому способом, напоминающим восьмерку, соединение затягивается. Контрольное закрепление не требуется.
  • Стремя – используется в качестве опоры для стопы при преодолении препятствий. Выполняется одной рукой, надежен, легко развязывается.
  • Встречный – одним канатом выполняется узел, повторяемый ходовым концом другого в противоположную сторону. Затем соединение затягивается, без контрольной фиксации концов.
  • Удавка – применяется для закрепления веревки к стационарному объекту (стволу дерева и пр.).
    На упор набрасывается одинарная петля, ходовой край протягивается несколько раз через нее и затягивается.
Предлагаем ознакомиться:  Рыбалка попервому льду

Совет начинающим туристам: не стоит приступать к изучению сложных веревочных узлов. Рекомендуется изучить несколько простых, в дальнейшем усложняя задачу.

Как научиться вязать узлы

Чтобы правильно научиться вязать верёвочные петли, нужно понять основные правила и принципы их вязания. Нужно изучить какие из них и для чего вяжутся, какие виды верёвок для этого нужно использовать, а какие применять нельзя. Также нужно помнить такие нюансы, как то, что промокшая верёвка теряет порядка 10% своей прочности, а если она используется на сильном морозе, то она теряет прочность примерно на 30%. Для некоторых типов петель вообще нельзя брать мокрые, заледеневшие или слишком жёсткие варианты верёвок.

Чтобы хорошо научиться вязать узлы, нужно для начала тщательно изучить схему каждого из них. Для каждого из них нарисованы детальные схемы, по которым легко учиться. После изучения схем нужно каждый вариант попробовать на практике и не единожды. Помимо этого, существует множество обучающих видео, курсов и тренингов по вязанию всевозможных петель.

011

Не стоит сразу разбрасываться на изучение вязания большого числа узлов, лучше начать с нескольких основных и часто применяемых и совершенствовать навыки постепенно. Вязка узлов для туризма может оказаться не только полезным, но и крайне увлекательным занятием.

Важно понимать, что от умения вязать верёвочные узлы может зависеть безопасность и даже жизнь самого человека и его товарищей. Поэтому не стоит начинать заниматься вязкой на практике до тех пор, пока нет полной уверенности в правильности действий.

Закрепить веревку на жесткой основе

Под жесткой основой можно понимать что угодно устойчивое. Деревья, колья или камни — отличная основа.

Это самый простой способ прикрепить веревку к жесткой основе. Штык — это жесткая петля, которую можно быстро завязать и просто развязать. Контролька в конце может заменяться на еще «полштыка».

Предлагаем ознакомиться:  Морские узлы схемы вязки для начинающих, виды морских узлов и 30 основных узлов, как завязать морской узел

Петля булинь

Булинь в петле не затягивается при нагрузке. Еще одно его название — спасательный узел, т.к. им можно обвязаться одной рукой.

Удавка

Вы не хотите, чтобы петля скользила по основе? Тогда она должна затягиваться под нагрузкой. Удавка- самая простая такая петля.

Еще две туристические петли

Они тоже могут пригодиться быту. Это восьмерка и серединный проводник. Обе жесткие и легко развязываются.

«Восьмерка»

Внешне похожа на проводник, но имеет еще один оборот. Благодаря ему восьмерка меньше перетирает веревку при нагрузках, поэтому этот узел считается одним из самых надежных. С его помощью можно также связывать две веревки. Контролек не требует.

Универсальный. Не смотря на то, что он серединный, этот проводник может использоваться и с одним свободным концом. Контролек не требует. При необходимости легко развязывается. Для его завязывания не требуется конец веревки — достаточно петли.

Туристический узел

«Британские ученые» говорят, что нельзя натянуть веревку без провисания. Они просто не пробовали. На практике веревку можно натянуть так сильно, что на ней можно будет подтягиваться. Провисать она все-таки будет, но это заметят только британские ученые.

Суть метода в том, чтоб с помощью серединного проводника сделать блок и воспользоваться им для увеличения силы натяжения.

Если позволяет длина веревки и толщина основы, то после натяжения можно сделать несколько оборотов веревкой вокруг основы. Тогда закрепить конец на веревке будет проще.

https://www.youtube.com/watch?v=joA8WHCo9iI

Веревка в умелых руках- отличный инструмент для создания уюта и комфорта в походных условиях. Знание узлов и умение их вязать – один из базовых навыков

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector